Маленькое спойлерное ревью, написанное моим хорошим знакомым Рикки-Тикки-Тави....Этот человек умеет писать моими мыслями...ибо я ими умею только думать ... Сразу скажу - если в игру не играли - не читайте лучше....ну разве что вы терпеть не можете игры - тогда конечно ознакомиться с сюжетом игры - строго обязательно....вы поймете почему...
Silent Hill –
Евангелион от компьютерных игр. (О, да! Ересь! Сжечь его!) О нём написано много – от всяческих фанфиков до весьма серьёзных исследований. И это неудивительно – серия настолько щедро пересыпана загадками, отсылками к классике хоррора (и не только хоррора), что, кажется – любая мелочь имеет значение. Даже страшно иногда становится, ей-Богу (Это в Сайлент Хилле! Иногда!!!) - кажется, что мимо проходят толпы непонятого, а значит, неоценённого материала. Такой вот хоррор интеллектуального плана.
читать дальше
Не буду перечислять все источники вдохновения создателей (Конечно, не буду! Я ведь их и десятой части не знаю!). Хочу остановиться на том, что меня лично впечатлило больше всего. Речь пойдёт о второй части, за которую решился сесть только недавно. Известно, что части различаются между собой идейной, смысловой составляющей. Первая часть представляла собой примерно то же, что позже было показано в экранизации 2006 года – зло порождает зло. Надо заметить, что во всех частях (я так думаю, поручиться могу только за первые две) монстры всё же в немалой степени аллегоричны.
Хотя, я уехал в сторону. Я хотел сказать, что, по сравнению с первой, вторая часть значительно более психологична. Более того, она затрагивает какие-то сокровенные струны в душе. Весь город во второй части – это, по сути, внутренний мир человека.
Гарри получает письмо от своей жены Мэри, в котором она просит его приехать к ней в Сайлент Хилл, где будет ждать его «на их особом месте». Гарри в полном смятении – ведь его жена умерла три года назад от тяжёлой болезни. И тем не менее, сомнений нет – письмо написала именно она. Гарри отправляется в город, и понимает, что здесь (как бы пошло это ни звучало) творится что-то странное...
Кроме толп монстров, в городе можно встретить и вполне нормальных людей. Точнее, обычных людей. Потому как с психической нормальностью у всех прибывших в городок проблемы. Эдди, комплексующий из-за постоянных издевок окружающих, Анджела, явно страдающая от неблагополучия в семье, девочка Лора и Мария. Хотя Мария – это совсем отдельный разговор. Причём, хотя прямо они об этом никогда не говорят, становится ясно – всех их в этот город что-то привело. Может, даже кто-то позвал.
Шаг за шагом становится ясно – не всё так просто. И Джеймс – не харизматичный любящий супруг. Этот персонаж вообще заслуживает отдельного внимания – Джеймс, если угодно, ни рыба, ни мясо – мнительный, неяркий и слабый. (Но как проработана эта мнительность и неяркость!) И жену он свою не очень-то любил, и ссорились они часто (да и Мэри была не подарок) (Ну да, скажете вы, а кто подарок? О, да, идеала нет. Но в играх? В играх такой ход встречается нечасто). В конце концов он решил, что она мешает ему жить. Но когда она умерла, он начинает сильно переживать её смерть, виня себя в том, что он её убил. Поэтому он едет в Сайлент Хилл – искупить свою вину. И встречает Марию...
Мария внешне – двойник его жены. Но это – совсем другая женщина. Да и женщина ли? С появлением Марии и в её обществе вокруг начинают твориться странные вещи. Во-первых, она много знает о Джеймсе и Мэри. Во вторых...
Я уже говорил, что, на мой взгляд, Сайлент Хилл олицетворяет внутренний мир человека, терзаемого каким-то переживанием. И Пирамидоголовый – это, если угодно, воспалённая совесть. Вспомните, когда он появляется в игре (или поверьте на слово, если не играли)! В узком коридоре Джеймс успевает вскочить в лифт, Мария остаётся снаружи и молит Джеймса спасти её – и монстр пронзает её мечом. Через некоторое время Джеймс встречает Марию, живую и ничего не помнящую о том происшествии. Позже он находит её снова мёртвой (неизвестно, правда, чьих рук дело), и в самом конце – два Пирамидоголовых протыкают распятую Марию копьями (через 10 минут она снова жива). Он убивает Марию снова и снова, и падёт от руки Джеймса только после того, как тот отречётся от своих терзаний. (Евангелион, 26 серия, комната разлетается на куски, все хлопают).
Мария, кстати, как можно догадаться сразу – не человек, или не совсем человек. В голову приходит очень близкое сравнение – фантомы из Лемовского «Соляриса». Она – воплощение желания Джеймса встретить свою жену. (Доп. сценарий, в котором нужно играть за Марию, называется «Рождённая желанием») Она наделена всеми присущими человеку чертами, и в скором времени сама начинает догадываться, кто она. Но она гонит от себя эту мысль, и играет отведённую ей роль. Что чувствует человек, понимающий, что он – только чья-то фантазия, кукла? Поэтому она одновременно тянется к Джеймсу и бежит от него.
И кстати, как здесь подана природа отношений мужчины и женщины! Диалоги Мэри с Джеймсом (Да, вообще-то, всего один, в конце игры), Джеймса и Анджелы, и особенно последнее письмо Мэри... Уверен – каждый найдёт в них что-то такое, что отзовётся в душе – болью ли, грустью ли, радостью или счастьем...
Сайлент Хилл оказался не только великолепной во всех отношениях игрой, но и зрелым, глубоким, высокохудожественным литературным произведением. Причём эти два аспекта настолько органично дополняют друг друга, что сомнений не остаётся – это шедевр. Настолько человечной игры я, кроме «Мора. Утопии», ну, и ещё, может быть, «Metal Gear Solid» вспомнить не могу.
P.S. Огромное спасибо Самаэлю(Самаэль=Казару), целый год заставлявшего меня пройти Silent Hill 2 и, к счастью, таки заставившего.
От Казару : Еще пан Рикки забыл помянуть ШИКАРНЕЙШИЙ саундтрекище
... и еще - чтоб он там ни писал - игра порой реально жуткая, и несомненно - самая страшная , из тех что я играл ... причем страшно не от количества монстров , а от какой то свинцово-гнетущей атмосферы ночного кошмара, которая накаляется в том числе и просто леденящим кровь звуковым сопровождением....Больше часы играть в СХ2 - реально тяжело